Чиновники закупают электромобили: есть ли выгода

В Украине начался настоящий бум на «зеленые» машины. Количество обладателей электрокаров и гибридов растет в геометрической прогрессии. Активно пересаживаются на электромобили даже чиновники. «Вести» выясняли, так ли выгоден электромобиль, как обстоят дела с инфраструктурой и когда на главных магистралях страны появятся «электрозарядки».

Бум на электро

По данным «Укравтопрома», только за первый месяц этого года в Украине на официальный учет был поставлен 441 электрокар. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на электромобили вырос в 2,3 раза. Основную массу составили подержанные иномарки — 404. А самым популярным электромобилем на украинском рынке остается Nissan Leaf.

За предыдущий месяц в Украину завезен 231 автомобиль. И хотя объемы продаж электрокаров все еще существенно отстают от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, тенденция роста популярности электрокаров очевидна.

«В 2017 году в Украине было продано около 2 тыс. новых электрокаров, в 2018 — больше 3 тыс., а сейчас динамика такова, что по итогам года можно ожидать минимум 5–6 тыс. электромобилей. Динамика роста — практически 100%», — сказал «Вестям» глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. 

Всего, по данным маркетингового агентства IRS Group, на конец прошлого года в Украине было зарегистрировано 18,97 тыс. электрокаров и гибридных авто, из которых 10,19 тыс. — электрокары и 8,78 тыс. — «гибриды». Больше всего таких авто зарегистрировано в Киеве — почти 5,53 тыс., в Одесской и Харьковской областях — 3,03 тыс. и 2,2 тыс. соответственно.

Покупка со скандалом

Как свидетельствуют данные ProZorro, украинские чиновники уже несколько лет активно закупают электрокары для своих нужд. Так, например, в середине прошлого года тремя новенькими электромобилями Hyundai Ioniq Electric по 900 тыс. грн каждый обзавелись в Нацбанке. Как сообщили «Вестям» в пресс-службе, электромобили предназначены для передвижения сотрудников банка в пределах Киева.

На вопрос, будет ли НБУ закупать еще электромобили, нам ответили: «Это был «пилот». В зависимости от его результатов будет планироваться дальнейшее обновление автопарка».

К слову, пятью гибридными автомобилями Hyundai Ioniq Hybrid в начале прошлого года обзавелись и в Кабмине. Каждый такой автомобиль обошелся «автобазе» департамента секретариата Кабмина в 770 тыс. грн. Тем временем самым активным покупателем гибридных авто остается МВД. В конце прошлого года ведомство заказало 83 кроссовера повышенной проходимости на базе Mitsubishi Outlander PHEV стоимостью 1,4 млн грн каждый. Напомним, в конце 2016 года МВД приобрело 635 таких же внедорожников за 959,6 млн.

Топливо и письма счастья — что ожидает украинских водителей в наступившем году

Правда, вокруг той закупки возникло немало коррупционных скандалов. В частности, активисты указывали, что ведомство значительно переплатило за эти гибридные автомобили. Кроме того, закупка машин была проведена по переговорной процедуре, а техническая документация выписана под конкретного дилера. Недавно четырьмя електрокарами Renault ZOE и семью Renault Kangoo Z.E обзавелась и компания «Киевские електросети», которая является крупнейшим поставщиком электричества в столице.

Нардепы хотели с фаршем

Планировали обзавестись электрокарами и народные депутаты. В сентябре прошлого года автобаза Управления делами аппарата ВР объявила тендер на покупку шести электромобилей на общую сумму 5,4 млн грн. В тендере указано, что автомобиль должен быть абсолютно новым, марки Hyundai Ionig Electric или эквивалент 2018 года выпуска с емкостью батареи не менее 28 кВт/час, запасом хода — не менее 200 км.

Также авто должно быть «нафаршировано» функциями: климат-контроль, подогрев передних сидений и руля, круиз-контроль, электрорегулировка и обогрев зеркал заднего вида, датчик дождя, мультимедийный комплекс с навигацией. За один автомобиль, обладающий такими характеристиками, власти были готовы заплатить по 900 тыс. грн, но, несмотря на высокую цену, поставщика так и не нашлось.

«Никто не подал предложение на участие в данной процедуре закупки», — сказал «Вестям» сотрудник парламентской автобазы Сергей Пятов. При этом, по его словам, в этом году подобных закупок не предвидится.

Отметим, что изначально народные депутаты планировали приобрести 100 электрокаров Nissan Leaf на сумму 81,5 млн грн. Покупка планировалась в несколько этапов: в 2018–2019-м хотят купить 10 авто, в 2020–2021-м — еще 27, после 2022 года — 63 авто. Как ранее уверял директор парламентской автобазы Андрей Нагорный, ежегодно на автопарк из 172 машин тратят 50 млн грн. Причем треть этой суммы идет на топливо и смазочные материалы. Да и техобслуживание недешевое, ведь средний возраст авто — 13–15 лет.

Выгодно ли?

Ежедневная езда на электромобиле действительно обходится дешево. При нынешних ценах на электроэнергию (средний тариф — около 2 грн/кВт•ч) и среднем аппетите электрокара на уровне 20–25 кВт•ч на 100 км каждая сотня пробега обходится владельцу в 50–60 грн. Притом, что владельцу авто с ДВС такой пробег обходится примерно в 120–200 грн.

Но за экономию придется заплатить. При относительно одинаковых характеристиках за новый электромобиль «из салона» нередко нужно будет выложить практически в два раза больше. Так, например, стоимость того же Hyundai Ioniq Electriс, которые закупили в НБУ, Кабмине и хотели приобрести для ВР, в автосалоне составляет около 900 тыс. грн. В то же время схожая по своим характеристикам Toyota Corolla с двигателем внутреннего сгорания стоит порядка 500 тыс. грн. То есть на 400 тыс. грн дешевле электрокара. Этой разницы при сегодняшних ценах на топливо хватит на 13,3 тыс. литров горючего, которого достаточно почти на 200 тыс. км пробега.

Автогражданка в Украине подорожает из-за новых правил

Если же такое авто перевести на газ, то этой разницы вполне хватит более чем на 350 тыс. км. Кроме того, экономию на топливе за несколько лет может снивелировать батарея, которая имеет свой ресурс по пробегу и по возрасту. Например, для самого распространенного в Украине Nissan Leaf гарантийный срок аккумулятора — восемь лет и 160 тыс. км от дефектов и пять лет и 96 тыс. км от потери емкости. Правда, после этого менять батарею не обязательно, она может лишь потерять часть своей емкости (около 20–30 %), так что пробег ограничится пределами вашего района. В то же время на украинском рынке представлен достаточно широкий выбор б/у автомобилей по ценам от $10 тыс. Но какое состояние батарей у таких авто — остается загадкой.

Зарядка за миллион

Еще один важный вопрос — это инфраструктура для электромобилей. Если в крупных городах зарядные станции Fast Charger, способные за полчаса зарядить литий-ионный аккумулятор на 80%, можно встретить на АЗС, то вот за пределами городов и в регионах их пока насчитывается единицы. Так, например, недавно на сайте Тернопольской мэрии появилось сразу две петиции с просьбой установить в городе зарядные станции. Автор первой петиции Юрий Калиняк отметил, что единственная полноценная зарядная станция работает в 70 км от Тернополя, и то она расположена на частной территории ресторана. Еще две станции в пределах города установили люди в собственных домах.

В других городах ситуация лучше, но все равно количество скоростных зарядок остается небольшим. Так, по данным сервиса PlugShare, во Львове таких станций — 35, в Хмельницком — 25, в Ровно — 10, в Луцке — 8, в Ивано-Франковске — 6, в Харькове — 30. В Киеве — около 50. При этом, как говорят в Tesla Club, одной из насущих проблем «электрокароводов» является отсутствие зарядок в спальных районах.

«Важный вопрос — решить проблему отсутствия зарядных станций ночью в спальных районах. Сейчас этот вопрос актуален не только для Украины. Это может выглядеть смешно, но даже в Европе распространена практика, когда из окна выбрасывают удлинитель, чтобы заряжать автомобиль», — говорят в Tesla Club.

Среди причин, которые сдерживают развитие инфраструктуры в Tesla Club, называют недостаточно развитую инфраструктуру электросетей и дороговизну зарядного оборудования. «На сегодняшний день сертифицированное зарядное устройство мощностью около 70 кВт•час стоит порядка €45–55 тыс., то есть больше миллиона гривен. А с учетом затрат на подключение к существующим электросетям сумма будет еще больше. При этом нужно иметь в виду, что в будущем количество таких зарядок нужно будет увеличивать пропорционально росту количества электромобилей. Все это очень большие затраты», — сказал «Вестям» координатор Tesla Club Богдан Рогаля.

Где появятся зарядки

Тем временем крупные автозаправочные сети уже признают необходимость установки «зарядок» на своих станциях. В частности, сеть WOG в конце прошлого года объявила о планах оснастить 300 АЗК такими зарядками для электрокаров.

«В первую очередь это будут АЗК на основных трассах: Киев — Харьков, Киев — Одесса, Киев — Львов, где расстояние между городами превышает запас хода автомобиля от одной зарядки и где большой поток автомобилей. Это будут как обычные зарядки, так и супербыстрые», — отметили в WOG.

Развивает свою сеть электрозарядок под брендом Strum и холдинг олигарха Рината Ахметова ДТЭК. Первую цепочку электрозарядок, которая соединит крупные города, в ДТЭК обещают уже в 2019 году. «Мы планируем покрытие трасс Киев — Одесса, Киев — Львов, Киев — Харьков. Начало инсталляций станций на трассах ожидаем уже в этом году. В следующем рассчитываем покрыть как минимум одну из трасс», — рассказали в ДТЭК.

Источник


Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>