Какой томос привезет Порошенко из Стамбула — и причем здесь греко-католики: исторические аналогии и подробности от «Вестей»

Предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний, а также президент Петр Порошенко и спикер Андрей Парубий собираются 5 января ехать в Стамбул, чтобы получить томос от Вселенского патриарха – то есть, указ о предоставлении автокефалии Поместной Церкви Украины. Об этом говорится на сайте Верховной Рады Украины. «Программой визита в Турецкую республику (г. Стамбул) 5 января предусмотрена встреча председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия и президента Украины Петра Порошенко с президентом Турецкой республики Реджепом Эрдоганом, посещение Вселенского патриархата и встреча с Вселенским патриархом Варфоломеем», – сообщает ресурс. 

Статус ПЦУ до конца не ясен

По данным «Вестей», вместе с Порошенко и Парубием в Стамбул едут министр культуры Евгений Нищук, директор департамента по делам религий Андрей Юраш, народный депутат Виктор Еленский и другие. Делегацию постарались сделать не чисто политической, а с «культурным оттенком», поскольку градус политизации вокруг томоса, который глава государства желает использовать в своей предвыборной кампании, по-прежнему растет.

Планируется, что делегация 5 января проведет в украинском посольстве в Стамбуле торжественных прием, где пройдет награждение всех сопричастных томосу, а 6 января президент и Парубий примут участие в богослужении, а затем проведут пресс-конференцию, на которой собственно и будет представлен текст документа, составленного Вселенским патриархом. Планируется, что богослужение пройдет в Соборе Святого великомученника Георгия Победоносца в Фанаре – районе Стамбула, где размещается его резиденция.

Главная интрига – какой статус получит Поместная церковь Украины: будет ли она действительно автокефальной, как Русская или Болгарская, то есть, во главе с патриархом. Или она получит статус митрополии в составе Константинопольского патриархата или, фактически, модель, построенную по принципу автономии Украинской православной церкви по отношению к Русской православной церкви.

Источники, близкие к ПЦУ, допускают, второй вариант. Причина в том, что не все соглашения, которые Киев давал Фанару, на данный момент выполнены. Еще одна причина может быть в том, что фактически духовенство новой церкви разделилось на два лагеря – и один возглавил бывший киевский патриарх Филарет, обладающий огромным опытом удержания лидерских позиций в церковных противостояниях. Филарет прекрасно показал, на что способен, еще во время церковного раскола 1992 года.

Интриги Филарета

Сейчас Филарет в ПЦУ ведет агитацию за деполитизацию новой церкви, прекращение деятельности «громадской рады» при ПЦУ и вроде бы даже за статус-кво в отношениях с Московским патриархатом (чем он явно пытается заслужить симпатии со стороны этой структуры). Выступая за деполитизацию церкви, сам Филарет ведет закулисные переговоры с политиками – но из другого лагеря. В частности, известно, что он встречался с представителями «Батькивщины» (о личных встречах с Юлией Тимошенко неизвестно, но у Филарета и Юлии Владимировны всегда были теплые отношения). Расчет здесь очевидный. Бывший патриарх понимает, что ему нужно политическое лобби, а в условиях, когда власть скорее всего изменится, и Тимошенко – один из наиболее вероятных кандидатов на пост президента, подобное «наведение мостов» более, чем своевременно.
При этом симпатии патриарха Варфоломея определенно не на стороне Филарета – патриарх делает ставку на молодых священников, и митрополит Епифаний или архиеписком Евстратий Зоря – лучшие примеры людей, с которыми он ищет общий язык.

А тем временем Филарет, по данным «Вестей», уже подготовил свой Устав ПЦУ, который утвердят на архиерейском соборе этой церкви (дата станет известна 5 января). «В уставе будет четко прописано закрепление церковного имущества и главенство патриарха ПЦУ», – говорит наш источник, добавляя, что Евстратий Зоря уже сообщил о возможной «зраде» Вселенскому патриарху.

По мнению экспертов, своими действиями Филарет пытается удержать лидерские позиции, и эта задача для него посильная – он пользуется реальным авторитетом среди иерархов бывшей УПЦ Киевского патриархата, перекочевавшим теперь в новую религиозную структуру.

“Несмотря на солидный возраст, Филарет будет играть роль “первой скрипки” в новой церкви – и с этим должны смириться все участники автокефального проекта, в том числе Порошенко и Варфоломей. Он сохраняет колоссальное влияние на епископов, и он будет его использовать, чтобы противостоять передаче храмов в пользование Константинопольского Патриархата,” – уверен политолог Кирилл Молчанов.

Давят из Иерусалима и Сирии

Третья причина, из-за которой есть сомнения в том, что Фанар даст полную автокефалию ПЦУ в том, что УПЦ – самая большая православная церковь Украины – не присоединилась к движению за автокефалию. Массового исхода священников из УПЦ не произошло – и тот факт, что митрополит Симеон и архиепископ Драбинко поспешили сделать переход лишь доказывает известную истину о том, что нет правила без исключений. Сейчас УПЦ остается самой многочисленной из православных церквей Украины – у нее 12348 приходов, тогда как у ПЦУ их 6334. При этом, по словам директора департамента по делам религий Юраша, с 15 декабря 2018 года по сегодняшний день, не подано ни одного устава парафий  УПЦ о переходе в ПЦУ. В этой ситуации для Фанара дать полную автокефалию новой церкви означает не приостановить раскол в украинском православии – а именно этим мотивом Вселенский патриарх изначально руководствовался – а  усугубить его, возможно, выведя даже на уровень мирового православия.

Тем более, что именно в эти дни на Фанар поступают обращения от православных иерархов разных стран с призывом приостановить процесс автокефалии. Соответствующее письмо, разумеется, написал предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. Также к Фанару обратился и патриарх Феофил – с призывом воздержаться от действий в отношении ПЦУ, которые Феофил считает неканоническими. Одновременно патриарх Иерусалимский направил письмо Петру Порошенко с призывом не вмешиваться во внутрицерковные дела.

В свою очередь Вселенский патриарх обратился ко всем православным иерархам с просьбой признать ПЦУ. В тексте отмечается: «Реализация всех усилий ожидается 6 января – в день Богоявления – когда мы собираемся одарить (ПЦУ) томосом об автокефалии и отметим это с предстоятелем автокефальной православной церкви». При этом известно, что Польская православная церковь не поддержит это решение, а патриархи Иерусалимский и Антиохийский – два из четырех главных православных патриарха – пока не определились. Одним словом, расклад неоднозначный, а интрига со статусом ПЦУ сохранится до 6 января, и пока даже эксперты могут лишь догадываться об окончательном статусе новой украинской церкви.

Куда торопятся греко-католики

За всеми страстями вокруг томоса остался незамеченным один важный момент. Перед Новым годом предстоятель Украинской греко-католической церкви, верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук) направил поздравительное обращение главе ПЦУ митрополиту Епифанию – и предложил новой церкви… объединение с УГКЦ.

«В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к Вам и всем православным братьям, предлагая вам начать вместе преодолевать наш путь к единству, к правде. Ведь оттого, насколько мы сегодня будем беречь единство и бороться с тем, что нас разделяет, зависит будущее Церкви, нашего народа и Украинской независимой европейской державы. Именно Бог является тем, кто объединяет нас вокруг себя», – говорится в обращении.

Идея удивительная. Несмотря на схожую обрядность, греко-католики все же считаются представителями иной конфессии христианства – католицизма. Греко-католики признают главенство папы Римского и его непогрешимость, а также ряд догматов католической церкви. Евхаристическое общение между православными и католиками, в основном, отсутствует (то есть, в большинстве православных церквей католик не может приобщиться к таинствам; исключение – Антиохийская церковь, а также Русская православная церковь в период с 1969 до 1986 гг.) Из письма следует, что архиепископ Святослав не рассчитывает на немедленное объединение, понимая, что сейчас оно невозможно – а предлагает его, как перспективу. Но как видит себе такое объединение?

Определенно не так, как официальные представители Ватикана – они отказываются комментировать создание ПЦУ и каким-либо образом вмешиваться в этот процесс. Более того, по данным «Вестей», архиепископ Святослав получил от Святого Престола официальное предупреждение (причем, уже не первое) за то, что отступил от этой позиции.

А видит будущее объединение православной церкви с УГКЦ ее предстоятель, отталкиваясь от собственного излюбленного представления «о единстве церквей Владимирова Крещения». По мнению архиепископа Святослава, Владимир Великий – киевский князь, при котором Русь приняла христианство, не был католиком или православным, поскольку в то время (X век) христианство еще не разделилось на православие и католицизм – это случилось на сто лет позже. Эту свою позицию в апреле 2018 года Шевчук высказал на встрече с послом США в Украине Мари Йованович. По его мнению, создание ПЦУ и преодоление раскола в украинском православии – лишь первый шаг для достижения «единства церквей Владимирова крещения». «Следующим шагом является экуменический диалог между УГКЦ и объединенным украинским православием в направлении восстановления первоначального единства этой церкви». Само собой, на условиях Унии с Римом. То, что следом за созданием Поместной церкви, Украину, как и в XVI веке, снова попытаются окатоличить, «Вести» прогнозировали еще в июле – когда вопрос был поднят впервые.

При этом безусловно самому архиепископу, даже верховному, каковым является Святослав это будет не под силу. Но его идеи разделяют многие украинские политики, считая, что если уж разводиться в духовной сфере с Москвой, то уйти «под крышу» Ватикана – оптимальное решение. Ведь времена меняются, патриархи Вселенский и Московский может быть снова помирятся (такое бывало и раньше), а вот отчуждение, существующее между православием и католицизмом будет преодолеть непросто. Поэтому нельзя назвать эти планы полностью утопичными, как и нельзя считать позицию Святослава Шевчука – абсолютной «отсебятиной», не согласованной с Ватиканом.

Как «начудил» в Украине Вселенский патриарх Иеремия III – исторические аналогии

Пример Унии, с которой берет свое начало Украинская греко-католическая церковь, является наиболее показательным в плане исторических аналогий – политики, вмешиваясь в церковные дела, уже наломали дров в XVI веке.

Первая аналогия в том, что именно Вселенский патриарх (Иеремия III) в 1580-е годы попытался развалить Львовское братство – оплот православия на Западе Украины и поставить вне закона Львовского епископа Гедеона (Балабана). Приехав в Украину, он назначил главой православной церкви и киевским митрополитом Михаила (Рогозу), а своим экзархом – луцкого епископа Кирилла (Терлецкого). Причем, сделал это по просьбе политиков, в частности, князя Острожского.

А назначенные Вселенским патриархом люди – митрополит Михаил и его экзарх Кирилл – в 1596 году обратились к польскому королю Сигизмунду III с посланием, в котором выразили желание подчиниться власти папы как «единого верховного пастыря и истинного наместника св. Петра». То есть, отступились от православия. При этом руководствовались они благими намерениями – рассчитывали, что православных украинцев уравняют в правах с католиками-поляками, и страна объединится.

Однако получилось с точностью до наоборот. Половина Украины поддержала Унию и стала греко-католиками, а половина, в том числе тот самый епископ Львовский Гедеон, решила бороться за сохранение православия. Как следствие, страна не объединилась, а наоборот, произошел еще более глубинный раскол – и в этом вторая аналогия с нынешним положением вещей.

За следующие 100 лет поляки так и не смогли ни уничтожить православную церковь в Украине, ни склонить ее к Унии. По этой причине такими наивными представляются надежды нынешних украинских политиков «принудительно» перевести прихожан УПЦ в новую церковь.

А возникшее после Брестской Унии противостояние привело в конечном счете к войне, политическому расколу и гибели Речи Посполитой – страны, частью которой являлась Украина. Не наломать бы и сейчас таких же дров – вот основная мысль, которая приходит в голову накануне «долгожданного» томоса, пока украинские политики везут его в Киев.

 

Источник


Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>