Минкульт уничтожит 12 тысяч общин УПЦ на Страстную пятницу

На пресс-конференции, организованной и проведенной иерархами Украинской православной церкви, «Вести» услышали главные положения по защите УПЦ от атаки со стороны власти, которая сейчас идет по нескольким фронтам сразу: стимулирование перехода отдельных приходов в новосозданную ПЦУ, отказ в регистрации отдельных епархий и приходов, переименование УПЦ на «РПЦ в Украине» по новопринятому парламентом закону.

О «лавине переходов» из УПЦ в ПЦУ

По словам иерархов УПЦ, после дарования Томоса Константинопольским патриархатом началось мощное давление с применением админресурса на общины УПЦ с требованием изменить их конфессиональную принадлежность. «Но значительного результата это не дало: из 12 тыс общин УПЦ конфессиональную принадлежность сменили всего 36 общин. Еще 24 перерегистрировали рейдерским и силовым способом (случаи обжалуются в суде). И еще примерно в 220 случаях имеем силовое противостояние и конфликт, — сказал на пресс-конференции глава Синодально-просветительского отдела УПЦ, архиепископ Климент. – В любом случае, характеризовать 36 случаев, как «лавина переходов» самонадеянно – как об этом говорят представители власти и чиновники».

Глава Синодального юридического отдела УПЦ, протоиерей Александр Бахов уточнил: сообщения о, якобы, более, чем 300 «переходах общин» УПЦ в ПЦУ, которые поступают от провластных спикеров, — манипуляция. «Информация зависит от того, кто и как считает: сама ПЦУ была зарегистрирована лишь 30 января, — сказал Бахов на пресс-конференции. – К тому же, с начала февраля вступил в силу новый закон, который передал полномочия по регистрации религиозных общин в обладминистрации и Минкульт. До 20 января переход был невозможен».

В отдельных случаях общины УПЦ пытались перевести в подчиненность УПЦ КП. Бахов привел в пример село Ворсовка (Малинский р-н Житомирской обл.), где сборы прихода провели под руководством главы сельсовета. Однако в новом уставе вместо ПЦУ фигурировала почему-то УПЦ КП. «ПЦУ еще не существовала юридически, и там этот вопрос решили таким образом – разумеется, под лозунгом о переходе в ПЦУ», — заключил Бахов.

Пять главных вопросов о ПЦУ: что будет с обрядами и храмами

О давлении губернаторов

Архиепископ Климент заявил, что в УПЦ массово обращаются главы сельсоветов с заявлениями о давлении на них со стороны областной и районной администрации. «Есть свидетельства из Винницкой, Ровенской, Черниговской областей (также считаем, что в других областях есть эта ситуация), когда обладминистрации рассылают главам сельсоветов специальные письма с объяснениями, рекомендациями, а также готовыми проектами протоколов сборов т.н. религиозных общин по переведению общин УПЦ в ПЦУ, — сообщил Климент. — К нам уже не раз обращались главы сельсоветов, которые прекрасно понимают, что, если будут задействованы в этих схемах по переведению общин, то они будут подлежать уголовной ответственности, и именно они останутся крайними, а не те чиновники из ОГА или РГА, которые присылают им подобные рекомендации и склоняют их к проведению таких действий».

Факты подобных обращений подтвердил секретарь Сарненской епархии УПЦ (Ровенская обл) архимандрит Феофан (Федюкевич): по его словам, глава Ровенской ОГА Алексей Маляренко дал указание рассылать по селам подготовленные заранее протоколы проведения собраний местных (религиозных) общин. «Глава Дубровицкой РГА Николай Петрушко инициирует сборы территориальных общин в селах района. 17 февраля сельский голова Олег Билотил (Дубровицкий район, Соломиевский сельсовет – «Вести») инициировал показательные собрания в клубе, где присутствовали главы сельсоветов и РГА. Обращение от общины Свято-Троицкого храма о том, что это противозаконно, они игнорировали, к тому моменту они провели все документы и забрали ключи у настоятеля храма, — уточнил архимандрит Феофан. – А в селе Берестя, несмотря на то, что община проголосовала за верность канонической церкви, сельский глава Николай Дашук ответил священнику так: я растопчу и церковь, и священника. И сейчас проводятся сборы подписей по селу о переведении общины». Самой «горячей» точкой области он назвает село Постийное, где собрание территориальной общины посетил депутат Ровенского облсовета Анатолий Олексийчук. «Вчера вечером священник сообщил мне, что это незаконное собрание принесло ему свои протоколы и требует отдать ключи. На это воскресенье ожидается силовой захват храма», — заключил секретарь Сарненской епархии. 

О рейдерских методах и контрмерах

Священники УПЦ называют законы, принятые недавно парламентом (о смене наименования церкви и о регулировании вопроса смены подчиненности и регистрации религиозных общин) рейдерскими. Последний закон передал полномочия по регистрации общин ОГА и Минкульту. «Тем самым он внедрил один из рейдерских способов захвата имущества, которое принадлежит религиозным общинам УПЦ. Предусмотрен такой механизм: когда община принимает решение о смене своей подчиненности, она сообщает об этом в ОГА, которая публикует у себя на сайте сообщение об этом. И одновременно блокирует в реестре недвижимость, и община не может на время рассмотрения вопроса о подчиненности распоряжаться своим имуществом, — пояснил протоиерей Александр Бахов. – Тут есть неприятный момент: решение о подчиненности принимается не самой религиозной общиной, а любыми посторонними лицами, которые к этой общине не принадлежат».

Речь, по сути, о подмене понятия «религиозная община» понятием «территориальная община». Пример привел пресс-секретарь Винницкой епархии УПЦ протоиерей Владимир Пучков: «В селе Писаревка были проведены сборы территориальной общины, по инициативе местного сельского головы Дмитрия Науменко. Членов религиозной Свято-Покровской общины они решили на собрание не пускать, даже причинили священнику телесные повреждения. Пришлось все закрыть, потом – провести повторно в соседнем селе. И когда поставили вопрос о переходе общины в ПЦУ, голосовали, и прозвучал вопрос: «а кто из собравшихся ходит в церковь?» — Руки подняли всего 6 человек».

Порошенко возобновил “Томос-тур”, но без бюджетников все равно ничего не получается

УПЦ предприняла контрмеры. По словам Бахова, с начала 2019-го года почти во всех общинах УПЦ были проведены специальные собрания, на которых был документально определен перечень и круг лиц, считающихся членами общин. Большинство епархий и приходов УПЦ параллельно засвидетельствовали, что община хочет остаться в объединении с УПЦ. «И у нас были случаи, когда община засвидетельствовала свое решение протоколом, об этом сообщили органам власти, об этом знает сельский голова — но они все равно собирают сборы территориальной общины, на которых решают, что религиозная община, якобы, должна сменить подчиненность, — пояснил глава Синодального юротдела. – Власть принимает этот протокол и на основании этого, поддельного, протокола проводит регистрационные действия. Это мы считаем нарушением закона, обращаемся в суд и правоохранительные органы, ведь нарушается наше право на свободу вероисповедания». 

О проблемах с регистрацией общин

По словам главы юротдела УПЦ, прот. Александра Бахова, церковь испытывает проблемы с регистрацией уставов религиозных общин, епархий и монастырей. Причем они возникли с 2014 года, когда Минкульт, по его словам, начал отказывать в регистрации епархиальных управлений и монастырей под предлогом несоответствия законодательству. «УПЦ была вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав, и Апелляционный суд Киева 4 декабря 2018 года определил, что Министерство действовало в отношении УПЦ противоправно и незаконно», — рассказал протоиерей. Также, по его словам, в большинстве областей администрации, задолго до создания ПЦУ, создавали проблемы с регистрацией уставов. «Мы считаем это спланированным и согласованным действием, т.к. Минкульт предлагал нам кардинально новый устав для УПЦ. Но закон позволяет нам выбирать и регистрировать свои собственные уставы, и никаких конкретных замечаний о несоответствии законодательству Министерство нам не предоставило — те замечания, которые они нам предъявили, были абстрактными, и не содержали конкретных норм закона, которые бы мы нарушали», — заявил Бахов. Также он уточнил, что Минкульт отвечал на вопрос о не-регистрации уставов о несоответствии их законодательству. При этом, по словам юриста, на устранение всех несоответствий: «достаточно всего трех месяцев, предусмотренных законодательством — но аж никак не двух лет». 

О переименовании УПЦ

Согласно закону, принятому недавно парламентом, церквям, «чьи руководящие органы находятся в стране-агрессоре», необходимо будет переименоваться. Намек на УПЦ более, чем прозрачный. Однако иерархи церкви убеждены: законные основания для смены названия сегодня отсутствуют. «Также их нет для того, чтобы Министерство культуры изменяло название насильно. Как нам известно, сегодня они ведут определенные консультации о том, как это необходимо провести. Но закон не разрешает делать это в принудительном порядке, — рассказал прот. Александр Бахов на пресс-конференции. — Переходные положения этого закона определяют, что устав тех религиозных организаций, которые не сменили название и не подали документы на смену названия, теряет законность в части названия этих организаций. То есть организация не меняет название, нигде не определено, кто и как его меняет, но она не ликвидируется и никуда не исчезает — и дальше существует, как юрлицо. С юридической точки зрения это нонсенс, но законодатели это выписали именно так». Архиепископ Климент добавил: случайно или намеренно, но окончание трехмесячного срока, отведенного Минкультом на переименование, приходится… на Страстную пятницу. «Это день, когда распинали Христа. И именно на этот день Минкульт задумал уничтожить статус 12 тысяч религиозных общин УПЦ», — заключил Климент.

Церковный календарь могут изменить – Епифаний

О признании ПЦУ мировым православием

Вопрос признания новосозданной ПЦУ, по словам иерархов УПЦ, пока под большим вопросом. Единственным, по сути, патриархатом, признавшим на деле ПЦУ, является Константинопольский. «Кроме него, нет ни единой поместной православной церкви, которая была бы готова признать ПЦУ. Наоборот, есть церкви, заявляющие, что признавать ПЦУ не намерены: Польская, Сербская православная церкви и Антиохийский патриархат уже приняли решение на своих Синодах, — пояснил на пресс-конференции прот. Николай Данилевич, замглавы отдела внешнецерковных связей УПЦ. — Есть также отдельные высказывания, например, митрополита Ростислава, главы православной церкви Чешских земель и Словакии. Он сказал, что «признавать не будет» и назвал главу новой церкви «самозванцем», поскольку у того нет канонической хиротонии (он не является действительным священником – «Вести».)»

Последнее заявление, по словам Данилевича, последовало от Синода Кипрской православной церкви в понедельник: там говорится, что «двухтысячелетний опыт Кипрской православной церкви… дает основания усомниться в возможности узаконивания задним числом тех хиротоний (священнических рукоположений), которые были совершены отлученными и запрещенными в служении епископами». Синод Кипрской церкви предложил патриарху Константинопольскому собрать либо Всеправославный собор, либо совещание предстоятелей церквей, чтобы решить вопрос Украины. «Но даже в случае, если единство будет восстановлено, то, по мнению Кипрской церкви, Вселенский патриархат должен будет снова найти способ успокоить сознание верующих относительно действительности хиротоний и таинств, — сказал Данилевич. – В поместных церквях действительно не признают тех епископов, которые служат в экс-УАПЦ и УПЦ КП. И это не Москва говорит, а греки, поляки, сербы, антиохийцы».

А архиепископ Климент добавил, что недавний визит представителей Константинопольского патриархата в Грузию с попыткой убедить иерархов Грузинской православной церкви в необходимости признания ПЦУ резюмировался сообщением пресс-службы Грузинской православной церкви о том, что визит никоим образом не повлияет на ее позицию, «и будет четко придерживаться канонов, по которым живут православные церкви».

Источник


Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>