«В следующем году будет еще труднее». Кому отдали деньги из госбюжета

Верховная Рада окончательно приняла бюджет страны на следующий год. И буквально на следующий день МВФ согласовал суммы новых кредитов. Размер первого транша составит $1,5 млрд, и средства Киев планируют получить до конца этого года. Тем временем эксперты уже окрестили бюджет-2019 антисоциальным. Кому в следующем году перепадет больше денег и как власти манипулируют с цифрами, выясняли «Вести».

Меньше на соцсферу

В ночь с четверга на пятницу нардепы все-таки приняли предложенный правительством государственный бюджет на 2019 год. Кто-то, правда, спал, кто-то заряжался в буфете — в кулуарах стоял отчетливый запах спиртного. В итоге ко второму чтению проект бюджета доработали и увеличили доходную и расходную части на 17,7 млрд грн. В то время как все основные макроэкономические показатели остались неизменными. Также особо не изменились в результате доработки и основные статьи расходов. В целом доходная часть бюджета составляет 1,026 трлн грн, расходная — 1,112 трлн грн, а дефицит — на уровне 89,9 млрд грн, или 2,3% ВВП. То есть страна продолжает жить «в долг».

 

В номинальных значениях документ предусматривает увеличение расходов практически по всем статьям. В частности, рекордную сумму в следующем году планируется выделить на безопасность и оборону — 212 млрд грн (+34 млрд грн), на здравоохранение — 95,7 млрд (+9,5 млрд), на образование — 126,9 млрд (+27,8 млрд) и на социальные выплаты — 301,8 млрд грн (+14,8 млрд грн). Но ожидать каких-то улучшений рядовым украинцам не стоит.  Несмотря на красивые цифры, реальные расходы с учетом инфляции по многим статьям будут даже меньше, чем в этом году.

Забрали у пенсионеров, отдали Раде и АРМА. Что заложили в госбюджет

Как уже писали «Вести», размер расходов на социалку был озвучен на уровне 301,8 млрд грн, что в абсолютных цифрах больше на 14,8 млрд грн. Но если посмотреть в процентах, мы видим, что расходы на социалку увеличатся всего на 5,2%. А учитывая, что, по оценкам правительства, ожидаемая инфляция составит 7,4%, (по прогнозам экспертов, все 11–12%), расходы на социальную сферу будут даже меньше, чем в этом году. «Инфляцию покрывают только расходы, предусмотренные на силовые структуры и оборону. Это в основном рост зарплат и пенсий для силовиков. А все остальные расходы даже не покрывают инфляцию. Поэтому ни о каком увеличении расходов не будет идти и речи. Для незащищенных слоев населения следующий год будет еще труднее, чем предыдущие», — сказал «Вестям» экономист Андрей Новак. Также он обратил внимание, что, несмотря на обещания правительства обеспечить компенсациями по коммуналке всех претендентов на госпомощь, на субсидии в следующем году заложено на 16 млрд грн меньше, чем в этом. А частичная индексация пенсий будет произведена не с января, как того требует закон, а с марта 2019 года, из-за чего украинские пенсионеры недополучат 12 млрд грн.

В то же время компенсировать номинально растущие расходы правительство будет за счет повышения ставок акцизного налога на табачные изделия на 9%, налогообложения почтовых посылок в Украину стоимостью свыше €100 для одного получателя и растаможки «евроблях».

Миллиард президенту и подкуп мажоритарщиков

В целом, как отмечают эксперты, ничего инновационного в бюджете-2019 власти не предложили, зато предусмотрели выделение миллиарда гривен на специальный фонд Порошенко. По официальной версии, из него будут финансироваться образовательные и научные программы для молодежи. Но эксперты уверены, что эти средства пойдут на предвыборную кампанию президента и распил «бюджетных средств».

«Такого не было ни разу в истории. Это абсолютно коррупционная схема. Сам этот фонд был создан 6 ноября указом президента, а через пару недель в него из бюджета залили миллиард. Я уверен, что эти деньги пойдут на предвыборную кампанию президента. Другого объяснения, зачем нужно создавать еще одного перераспределителя бюджетных средств, а не использовать их напрямую через тендеры, я не вижу», — говорит экономист Виктор Скаршевский.

Еще одна сомнительная статья расходов — это 4,9 млрд грн субвенций на социально-экономическое развитие отдельных территорий. «Это еще одна полукоррупционная статья. Эти деньги были взяты из Фонда регионального развития и, по сути, отданы в руки провластных депутатов-мажоритарщиков, которые также будут очень непрозрачно использованы, в том числе на предвыборную кампанию. Это своего рода «взятка», чтобы получить голоса мажоритарщиков», — считает Скаршевский.

В то же время, по словам экономиста Олега Устенко, сколько не было бы вопросов к бюджету, учитывая темпы роста украинской экономики, сформировать бюджет, который понравился бы всем, — невозможно. «Этот бюджет можно назвать вынужденным. Правительство пыталось максимально оптимизировать расходы исходя из очень ограниченных доходов. Чего-то принципиально большего сделать было нельзя. Когда экономика растет на 3%, бороться с бедностью невозможно. Для этого рост экономики должен быть как минимум 5%», — говорит Устенко.

Источник


Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>